• На главную страницу
  • Творения святых отцов и учителей Церкви
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Святитель Кирилл Иерусалимский

    Поучение тайноводственное четвертое. О Теле и Крови Христовой

     

    На слова из Павлова послания к Коринфяном: аз же приях от Господа, еже и предах вам, и проч. (1 Кор. 11, 23.)

     

    1. Даже одно сие блаженнаго Павла учение довольно к тому, чтобы удостоверить вас о Божественных тайнах, коих сподобясь, вы соделались Христу стелесными и скровными. Ибо теперь вопиял Апостол: яко Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб, и благодарив преломи, и, дая ученикам Своим, рече: приимите ядите, сие есть тело Мое (1 Кор. 11, 23. 24. 25). И прием чашу, и хвалу воздав рече: (приимите) пийте, сия есть кровь Моя (Матф. 26, 27). А когда Сам (Христос) объявил и сказал о хлебе: сие есть тело Мое; после сего кто уже осмелится не веровать? И когда Сам уверил и сказал о чаше: сия есть кровь Моя; кто когда усумнится и скажет, что сие не кровь Его?

    2. Он в Кане Галилейской некогда воду претворил в вино (Иоан. 2, 1. 10), сходное с кровию: и недостоин ли веры, когда вино в кровь претворяет? Если зван быв на брак телесный, совершил Он сие преславное чудо: не паче ли сынам брачным (Матф. 9, 15) даровав Свое тело и кровь Свою в наслаждение, требует исповедания нашего.

    3. Почему со всякою уверенностию приимем сие, как тело и кровь Христову. Ибо во образе хлеба дается тебе тело, а во образе вина дается тебе кровь? дабы приобщився тела и крови Христа, соделался ты Ему стелесным и скровным. Ибо таким образом бываем и Христоносцами, когда тело и кровь Его сообщится нашим членам. Так, по словам блаженнаго Петра, бываем Божественнаго естества причастницы (2 Петр. 1, 4).

    4. Некогда Христос, беседуя, говорил к Иудеям: аще не снесте Моея плоти, и не пиете Моея крови, живота не имате в себе (Иоан. 6, 53). Они же не духовно услышав реченное, но соблазнившись, идоша вспять (Иоан. 6, 61. 62. 66), думая, что к плотоядению склоняет их.

    5. Были и в Ветхом Завете хлебы предложения: но оные, как относились к Ветхому Завету, отменены. А в Новом Завете существует хлеб небесный и чаша спасения (Псал. 115, 4), освящающия душу и тело. Ибо как хлеб сходствует с телом, так слово душе приличествует.

    6. Итак, хлеб и вино (в Евхаристии) не разумей простыми: ибо оныя тело суть и кровь Христова, по изречению Владыки. Ибо хотя чувство тебе и представляет сие, но вера да утверждает тебя. Не по вкусу разсуждай о вещи, но от веры будь известен без сомнения, что ты сподобился тела и крови Христовы.

    7. И объясняет тебе Давид сего (таинства) силу, говоря: уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне (Псал. 22, 5). А слова его означают сие: прежде Твоего пришествия, трапезу человекам бесы уготовляли, нечистую и скверную (Малах. 1, 7), исполненную диавольской силы: но по Твоем пришествии, о Владыко! уготовал еси предо мною трапезу. Когда человек говорит Богу: уготовал еси предо мною трапезу, что иное значит, если не таинственную и мысленную трапезу, которую Бог нам уготовал сопротив, то есть из противного противную, и сопротив бесов? И весьма справедливо. Ибо оная общение имела с демонами, а сия - общение с Богом. Умастил еси елеем главу мою (Псал. 22, 5). Елеем умастил твою главу на челе, чрез печать, которую ты имеешь от Бога: дабы ты был образ печати, Святыня Господня (Исход. 28, 36). И чаша Твоя упоявающи мя, яко державна (Псал. 22, 5). Видишь ли, что здесь говорится о той чаше, которую взял Иисус в руки, благодарил, и сказал: сия есть кровь Моя, яже за многия изливаемая во оставление грехов (Матф. 26, 28).

    8. Почему и Соломон о сей гадательствуя благодати, во Экклесиасте говорит: прииди, яждь в веселии хлеб твой (Экклес. 9, 7), (то есть, духовный хлеб. И чрез слово прииди именует спасительное и блаженнотворное призывание.) И пий во блазе сердцы вино твое, то есть, вино духовное. И елей на главу твою да излиется (Там же 9, 8). (Видишь ли, как и таинственное назнаменовал Миропомазание?) И во всяко время да будут ризы твоя белы, яко угодна Богу творения твоя (Там же ст. 8). Ибо прежде нежели приступил ты к благодати, суета суетствий (Экклес. 1, 2) были дела твои. Когда же совлекся ты ветхих одежд и облекся духовно в белыя, то надлежит во всякое время носить белое. Совсем не то мы говорим, что якобы тебе надлежит во всякое время облачаться в белыя одежды, но в белыя в истинном смысле и светлыя, (то есть духовные): нужно тебе одеваться, дабы говорил ты с блаженным Исаиею: да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения, и одеждею веселия одея мя (Исаии 61, 10).

    9. Сие узнав и удостоверився, что видимый хлеб не есть хлеб, хотя вкусом чувствуется, но тело Христово: и видимое вино не есть вино, хотя по вкусу так представляется, но кровь Христова: как о сем древле и Давид воспевая говорил: и хлеб сердце человека укрепит, умастити лице елеем (Псал. 103, 15). Укрепляй сердце твое, причащаясь того яко духовнаго: умащай лице души твоей. Имея оное откровенным в чистой совести и созерцая славу Господню, о когда бы приходил ты от славы в славу (2 Кор. 3, 18), о Христе Иисусе! Коему честь, держава, и слава во веки веков. Аминь.

     

    Текст приводится по изданию: Творения Святого Отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. Издание Австралийско-Новозеландской Епархии РПЦЗ, 1991. С. 329-332

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.narod.ru обязательна.

    Mail.Ru ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Rambler's Top100

    Hosted by uCoz