• На главную страницу
  • Православные святые Западной Европы
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Преподобная Мелангелла (Меланжелла) Уэльская

    Память святой Мелангеллы, девы-отшельницы Уэльской празднуется Православной Церковью 17/30 мая

     

    Валлийская отшельница

    Святая Мелангелла (Мелангелл, Melangell, в латинизированном варианте Monacella) подвизалась в VI веке [1] в Уэльсе, в королевстве Поуис (Powys).

    Святая Мелангелла Уэльская. Современная икона

    По преданию, она была дочерью ирландского короля. Отец выбрал ей знатного мужа, но, не желая вступать в брак, Мелангелла бежала из Ирландии. Переправившись за море, она ушла в дебри северного Уэльса и поселилась там. Она жила в этом месте в течение пятнадцати лет и спала на голой скале.

    Тогдашний король Поуиса Брохвайл Исгитрог (Brochfael Ysgythrog, ум. ок. 570) был страстным охотником. Однажды во время охоты его собаки вспугнули зайца, который скрылся в ближайшей чаще. Преследуя зайца, король увидел в лесу девушку необычайной красоты, которая стояла на коленях и молилась, а в складках ее платья спрятался заяц. Охотничьи собаки замерли на месте — какая-то сила мешала им приблизиться к отшельнице. Брохвайл в гневе закричал на собак, но испуганно скулившие гончие только отступали дальше от святой девы и зайца. Когда охотник приложил свой рожок к губам, он пристал к ним, как приклеенный.

    Удивленный всем произошедшим, король спросил незнакомку, кто она такая и как ее зовут. Девушка ответила: "Я дочь короля Ирландии. Мой отец принуждал меня к нежеланному браку, и я сбежала от него. Уже 15 лет я живу в этих лесах в полном затворе и не видела лица ни одного человека".

    Святая Мелангелла, отшельница Валлийская

    Очарованный красотой Мелангеллы, Брохвайл стал просить ее стать его женой и королевой Поуиса. Девушка кротко, но уверенно отклонила предложение Брохвайла. Пораженный христианской жизнью отшельницы, Брохвайл тут же даровал Мелангелле весь лес и окружающие его земли в вечное владение и сказал, что отныне любой, кто, укрываясь от погони, достигнет этого святого места, может жить здесь безбоязненно с благословения Мелангеллы.

    На дарованных землях святая Мелангелла основала женский монастырь, игуменьей которого пробыла 37 лет, до своей кончины, последовавшей около 590 года. Еще во время своей жизни Мелангелла прославилась множеством чудес.

    Дикие зайцы жили рядом с ней всю ее жизнь, как домашние животные. В Уэльсе Мелангеллу до сих пор называют покровительницей диких зайцев. В течение столетий никто на землях ее монастыря – в Пеннант Мелангелл (Pennant Melangell, графство Монтгомеришир) – никогда не убивал зайцев.

    В XV веке случай, произошедший с королем, Мелангеллой и зайцем, был изображен на алтарной преграде, которая по сей день находится в церкви Пеннант Мелангелл.

    Келья, в которой жила святая Мелангелла, сохранилась и поныне, хотя и в несколько измененном виде, на востоке от церкви Пеннант Мелангелл. Она была похоронена в этой церкви, названной в ее честь, и фрагменты очень красивой раки остаются встроенными в стены.

    Современная православная иконография святой Мелангеллы Уэльской включает изображение спасенного от охотников зайца.

     

    Житие святой Мелангеллы в свете православной традиции

    В житии святой Мелангеллы мы находим много параллелей с житиями других святых православного Запада и Востока.

    Так, многие ирландские и валлийские святые происходили из королевских родов. Например, первая ирландская святая - Бригитта Килдарская, которая также стала монахиней, отказавшись от предложенного ей брака. К королевским семействам принадлежали и святой Кевин, покровитель Дублина, и святой Давид Уэльский. Из русских святых можно вспомнить полоцких преподобных жен, происходивших из княжеского рода - Евфросинию Полоцкую и ее родственниц.

    Отметим такую характернейшую черту ирландского подвижничества, как "странствие ради Христа" - оставление родины, дома и всего необходимого, чтобы следовать Христу, который на земле не имел "где приклонить главу" (Мф. 8, 20). Для ирландца разлука с соплеменниками и родной землей, добровольное изгнание на чужбину было испытанием более суровым, чем, скажем, пост. Это был особо трудный христианский подвиг во славу Господа. Многие кельтские монахи оставляли обжитые места и путешествовали по кельтским королевствам и северным островам, устремлялись в Европу, всюду миссионерствуя и предаваясь аскетическим подвигам. В первую очередь назовем знаменитого ирландского миссионера преподобного Колумбу (Колум Килле), также, отметим, принадлежавшего к ирландской королевской семье (Уи Нейлов).

    Мотив обнаружения тайного подвига святого охотником мы встречаем в ряде житий православных святых. "Ловец", охотившийся на лань в горах Афона, встретил отшельника - святого Петра Афонского, прожившего в одиночестве 53 года. Во время охоты боярский сын Андрей Завалишин обнаружил жилище великого русского подвижника преподобного Александра Свирского.

    Другой житийный мотив - о мирной жизни диких животных и птиц рядом со святыми - нередко воспринимается современным читателем как "фольклорный", "сказочный". Но все подобные житийные повествования имеют вполне определенный богословский смысл. Иоанн Мосх (ум. в перв. четверти VII века), рассказав о чудесном послушании льва преп. Герасиму Иорданскому, в заключение говорит: "Вот что произошло - не потому, чтобы лев имел разумную душу, но по воле Бога, прославляющего прославляющих Его не только при жизни, но и по смерти их и показавшего нам, в каком послушании находились животные у Адама, прежде чем он преступил заповедь Божию и был изгнан из рая сладости".

    Святая Мелангелла, отшельница Валлийская

    "Святость подвижников восстанавливала утраченную райскую гармонию в окружавшем их мире, и хищные звери переставали враждовать с человеком" [2]. Русский подвижник преподобный Павел Обнорский три года жил в дупле старой липы. Однажды, когда преподобный Сергий Нуромский пришел навестить его, он увидел, что святой Павел стоит около кельи и кормит птиц, а множество маленьких птичек сидят на голове и плечах старца. Неподалеку же мирно дожидаются своей очереди огромный медведь, лисица и заяц [3].

    Здесь вспоминаются слова преп. Исаака Сирина о "сердце милующем" у святых: "И что есть сердце милующее? Возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы, от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварию. А посему и о безсловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились; а также и об естестве пресмыкающихся молится с великою жалостию, какая без меры возбуждается в сердце его по уподоблению в сем Богу".

    По мысли В. Н. Лосского, в раю "язык совпадал с самой сущностью вещей, и этот невозвратно утраченный райский язык обретают вновь не изыскатели оккультизма, а только те "милостивые сердца", о которых говорит Исаак Сирин"…

    У принявших христианство народов обычно продолжали существовать языческие представления о диких зверях и птицах (напр., воронах), наделявшие их демоническими чертами. Поэтому житийные рассказы о покровительстве святых диким животным и птицам могут включать в себя также борьбу с подобными народными суевериями. Например, в житии преп. Пафнутия Боровского рассказывается, что в лесу, окружавшем монастырь преподобного, во множестве водились вороны. Сын воеводы, застреливший из лука ради забавы одного из воронов, был наказан святым [4].

    Исследователи обычно подчеркивают связь древнерусской "Повести о Петре и Февронии Муромских" Ермолая-Еразма с фольклорными традициями. Но при этом в "Повести…" несомненно присутствует элемент полемики с языческими суевериями. Так, в "Повести…" отмечается, что благоверная княгиня Феврония имела ручного зайца - животное, наделявшееся в славянской мифологии демоническими свойствами [5].

    Святые Петр и Феврония Муромские. У ног святой Февронии -  заяц

    В заповедной местности, где подвизалась святая Мелангелла, запрещена охота на зайцев, а святая Феврония хранит природный заказник "Муромский" и "Окландию" - экологически чистую зону вдоль Оки от Мурома до Рязани. По преданию, уэльская отшельница называла своего зайца "агнцем", поэтому на иконах заяц святой Мелангеллы похож на ягненка, а заяц в Уэльсе известен как "маленький агнец Мелангеллы" ("Oen bach Melangell"). В муромской же иконописи заяц святой Февронии чаще напоминает играющую собачку или спящего кота [6].

    В Пеннант Мелангелл, где находятся храм и гробница святой девы-отшельницы Мелангеллы, теперь нередко можно услышать и молитвы православных паломников [7].

     

    Примечания:

    [1] Называется также V век. См.: "Вечерняя песнь - Православный Месяцеслов Online". http://www.canto.ru/calendar/day.php?date=30-5-2009. Указываются и VII-VIII века. Мы придерживаемся источников, датирующих время жизни св. Мелангеллы VI веком, что соответствует времени правления короля Брохвайла Исгитрога.

    [2] Романенко Елена. "Место сие зело красно…" // Родина. № 11. 2003. С. 129.

    [3] Там же.

    [4] Там же.

    [5] См. об этом: Клиценко Юрий. Загадки святой Февронии Муромской. http://www.pravoslavie.ru/put/1857.htm

    [6] Там же.

    [7] Там же.

     

    Источники:

    1. 30 Мая 2009 г. "Вечерняя песнь - Православный Месяцеслов Online". http://www.canto.ru/calendar/day.php?date=30-5-2009
    2. Брохвайл, король Поуиса. http://monarchy.nm.ru/uk/other/celtic/powys/brochfael_ysgythrog.html
    3. Исаак Сирин, преп. († VII в.). Слова подвижнические. Слово 48. О различии добродетелей и о совершенстве всего поприща. http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.vi_x.y_04_0048.
    4. Клиценко Юрий. Загадки святой Февронии Муромской. http://www.pravoslavie.ru/put/1857.htm
    5. Клиценко Юрий. Истории о святых и зайцах будут представлены в экспозиции детского "Музея зайца" в Коврове. http://www.rusk.ru/st.php?idar=323643
    6. Лосский В. Н. Боговидение. М., 2003. С. 498.
    7. Луг духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М.: "Правило веры", 2004.
    8. Мелангелла Уэльсская – Древо. Открытая православная энциклопедия. http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=5836
    9. Милкова Е. В. Крещение Ирландии и Ирландская Церковь V—IX веков. http://aliom.orthodoxy.ru/arch/007/007-milk.htm
    10. Михайлова Т. А. Святой Колумба Ирландский. http://aliom.orthodoxy.ru/arch/014/014-colum1.htm
    11. Петровский Игорь. Огненный апостол, или Три заблуждения о святом Патрике. http://www.foma.ru/articles/1490/
    12. Романенко Елена. "Место сие зело красно…" // Родина. № 11. 2003. С. 123-129.
    13. Секачев Василий, иерей. Кельты: новые святые в наших святцах? http://www.neskuch.ru/index.php?issue=11§ion=4&article=130

    Источники иллюстраций:

    1. Клиценко Юрий. Загадки святой Февронии Муромской. http://www.pravoslavie.ru/put/1857.htm
    2. Мелангелла Уэльсская – Древо. Открытая православная энциклопедия. http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=5836

     

    © Е. М. Скитер, 2009

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.narod.ru обязательна.

    Mail.Ru Rambler's Top100

    Hosted by uCoz