• На главную страницу
  • Жития святых и подвижников благочестия
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Столпничество как форма христианского подвижничества

     

    Столпничество - одна из форм христианского подвижничества, возникшая в IV веке в Сирии. Для Сирии было особенно характерно «отшельничество, соединенное с исключительными средствами аскетического самоумерщвления» [1].

     

    Возникновение столпничества. Столпники православного Востока

    Столп, на котором подвизались аскеты, представлял собой суживающуюся кверху башенку. Наверху была площадка, огороженная стенкой, где и стояли столпники. Обычно площадка не была покрыта навесом, и столпники переносили и палящий зной дня, и ночной холод, и ветер, и дождь. От площадки вниз шла лестница. Под площадкой иногда устраивалось ложе - κουβούκλιον.

    Происхождение столпничества как особой формы монашеского подвига древние церковные историки (Феодор Чтец, Евагрий Схоластик) связывают с именем преп. Симеона Столпника († 459; память 1/14 сентября). Известно, что уже до него были подвижники, которые выдерживали подвиг более или менее продолжительного стояния (stationarii). Но у подвига преп. Симеона не было еще примера. Блаженный Феодорит Кирский, современник и свидетель подвигов преподобного, писал: «Знаменитого Симеона — это великое чудо вселенной — знают все подвластные Римской державы: узнали о нем и персы, и мидяне, и эфиопы; распространившаяся молва о его трудолюбии и любомудрии долетела даже до скифских кочевников. Но я, даже имея свидетелями, как говорится, всех людей вселенной, которые подтвердят моё слово о подвигах святого, боюсь, однако, чтобы мое повествование не показалось потомкам невероятным и чуждым истине. Ибо то, что было с Симеоном, превышает человеческое естество». «Житие» преп. Симеона, написанное учеником его Антонием, начинается так: «Новое и чудное таинство совершилось в наши времена».

    Симеон Столпник

    Преп. Симеон родился в пределах Антиохии Сирийской в середине IV века. Он принадлежал к этнической группе так называемых «левкосирийцев» (λευκόσυροι), о которых упоминает еще Страбон в своей «Географии». Родители его были христианами. Из многочисленных детей у них осталось в живых только двое — Симеон и его брат Шемши, который впоследствии также стал монахом.

    На 12-м году жизни преп. Симеон поступил в монастырь, а на 18-м принял постриг. Когда преп. Симеон был иноком в общежительном монастыре, образ его подвижничества вызвал недовольство и ропот со стороны братии. «Например, чтобы приучить себя к лишению сна и сплошным ночным бдениям, он становился на круглое дерево, стоя на котором, должен был соблюдать равновесие и при первом наступлении дремотного состояния падать. Справедливо видят в подобных монастырских подвигах преп. Симеона своего рода приготовительную школу для будущего его столпничества» [2]. Покинув монастырь, преп. Симеон подвизался в отшельничестве, а затем взошел на столп. Согласно сирийскому «Житию», перед своим столпничеством во время Четыредесятницы преп. Симеон видел небесного мужа огненного вида в военных доспехах. Он сначала молился, а затем стал на камне, на котором воскурялся фимиам, и, загнувши свои руки назад, наклонялся и снова выпрямлялся, смотря на преп. Симеона, потом опять простирал свои руки кверху и устремлял свой взор к небу. Такое видение, которое находят возможным сравнивать с видением, бывшим преп. Антонию Великому, повторялось три раза подряд с вечера до утра. После этого святой Симеон, уразумев, что видение было для него, сам, по свидетельству сирийского жития, в течение 3 месяцев стоял на камне, а затем начал стоять на столпе. Стоя днем и ночью, как свеча, в прямом положении, он почти непрерывно молился и размышлял о Боге. Кроме строжайшего воздержания в пище, он добровольно переносил много лишений: дождь, зной и стужу. Питался он размоченной пшеницей и водой, которые приносили ему добрые люди.

    Житие преп. Симеона повествует: «О такой жизни Симеона услыхали святые отцы, жившие в пустынях, и удивлялись его необычайным подвигам, ибо никто еще не изобретал себе такого жития, чтобы стоять на столпе. Желая же испытать его, послали сказать ему: “Отчего не идешь ты путем отцов наших, но изобрел другой — новый? Сойди со столпа и последуй житию древних пустынников”.

    При этом научили посланных, чтобы они, если Симеон не послушается, силою заставили его сойти со столпа; если же послушает и пожелает сойти, то оставить его так стоять, как начал: ибо тогда, сказали они, ясно будет, что новый образ жития его – от Бога. Когда посланные пришли к Симеону и возвестили решение собора святых отцов-пустынников, то он тотчас ступил ногою на лестницу, желая сойти вниз.

    Даниил Столпник

    Видя сие, посланные закричали: “Нет, не сходи, святой отче, но пребывай на столпе: теперь мы знаем, что начатое тобою дело — от Бога. Да будет же Он тебе помощником до конца”» [3].

    Подвиг столпничества преподобный проходил 80 лет - до конца жизни (он прожил 103 года). Высота столпа постепенно увеличивалась - от 2,6 м до 16 м. О великом подвижнике вскоре узнали в самых отдаленных странах. «К нему устремились, - писал блаж Феодорит, - не только жители нашего государства, но и измаильтяне, и персы, и армяне, подвластные персам, и иверийцы, и гомериты [жители юго-западной Аравии]; приходили и представители соседних с ними племён. Приходило также много людей, живущих на отдаленнейших границах запада: испанцев, британцев, галатов [галлов — жителей современной Франции] и других, живущих между ними. А об Италии и говорить нечего, ибо сказывают, что в великом Риме муж этот пользуется такой славой, что на вратах всех мастерских прибивают небольшие его изображения в надежде благодаря им получить защиту и безопасность». Преп. Симеон обратил в христианство несколько арабских племен. Некоторые из них мигрировали на юг Саудовской Аравии, где существовали еще долго после завоевания этих мест исламом. Он, как впоследствии и другие столпники, пользовался крайним почитанием не только простого народа, но и интеллектуалов (например, того же блаж. Феодорита). К святому Симеону Столпнику за советом ходили даже императоры [4].

    Симеон Дивногорец

    Учеником преп. Симеона был преп. Даниил Столпник († 489-490; память 11/24 декабря), уроженец сирийской провинции Коммагены. По чудесному указанию преп. Симеона Даниил начал подвизаться на столпе близ Константинополя. Этот подвиг он проходил более 30 лет. «И был преподобный предметом великого удивления для всех, как ближних, так и дальних, своих и пришельцев, царей и простых, греков, римлян и иноплеменников, кои приходили к нему, как к Ангелу Божию, а отходя призывали его на помощь себе, - и все они получали просимое по его святым молитвам» [5]. Предузнав свою кончину, преп. Даниил отошел ко Господу в возрасте 80 лет.

    Подобным по великим подвигам преп. Симеону был также подвизавшийся в Сирии преп. Симеон († 596; память 24 мая/6 июня), называемый Младшим и Дивногорцем. С младенчества он отличался строгим постничеством. Уже в детстве преподобному Симеону несколько раз являлся Господь, предсказывая ему будущие подвиги и награду за них. Шести лет святой удалился на одну пустынную гору, а затем поселился в обители преподобного Иоанна Столпника, близ Селевкии Сирийской, где взошел на столп. За строжайшие и вышеестественные подвиги поста и бдения он удостоился особой благодати Божией и дара исцеления недугов. На 22-м году жизни по откровению свыше преп. Симеон перешел на высокую и пустынную гору близ Антиохии, получившую название Дивной горы. Здесь он подвизался сначала на камне, а потом вновь на столпе. Достигнув высокой степени иноческого совершенства, подвижник сотворил множество чудес. Всего преподобный Симеон провел на столпе 68 лет.

    Святой Симеон на Дивной Горе

    В Лавре святого Симеона Столпника и в других монастырях Сирии и Месопотамии получили духовное образование преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников: святые сирийские (каппадокийские) подвижники, основатели грузинского монашества, пришедшие в Грузию из Каппадокии в середине VI века. По дороге в Грузию они получили благословение от святого Симеона Столпника Младшего [6]. Одним из учеников преп. Иоанна Зедазнийского был преп. Антоний, столпник Марткопский († VI век; память 19 января/1 февраля и 7/20 мая). Преподобный Антоний поселился на уединенной горе, названной в его честь Марткопской («Уединенной»), где основал обитель и построил храм в честь Нерукотворного образа Спасителя. Последние 15 лет своей жизни преподобный Антоний подвизался на столпе, почему и получил название столпника Иверской Церкви. (Столп этот, разрушенный временем, сохранялся еще в прошлом столетии, а монастырь, основанный преподобным Антонием, существовал до середины XVIII века.) [7].

    Судя по книге блаж. Иоанна Мосха «Луг Духовный», подвиг столпничества в Сирии в VI веке был довольно распространен. Так, в «Луге» упоминаются (главы 28, 57) столпники Иулиан и Симеон (память святого Симеона Столпника Киликийского празднуется в день Собора всех преподобных отцов, в подвиге просиявших - в субботу сырной седмицы). Говорится также о двух случаях уклонения столпников в монофизитство (главы 29, 36).

    Алипий Столпник

    Преп. Алипий столпник († 640; память 26 ноября/9 декабря) был родом из Пафлагонского города Адрианополя (на юге Малой Азии). Рядом с городом была расположена пустыня, в которой в древние времена язычники хоронили своих покойников. Преп. Алипий поселился там в одном из гробов (пещер, в которых полагали тела умерших); над гробом стоял каменный столп, а на столпе идол. Сокрушив идола, преподобный воздвиг на его месте честной крест. В этой же пустыне преп. Алипий построил церковь во имя святой великомученицы Евфимии Всехвальной, а затем принял на себя подвиг столпничества. Преподобный находился на столпе, «имея небо своим единственным покровом, мужественно перенося стужу и зной, дождь и град, снег и мороз. И был он таким добровольным мучеником не краткое время, но 53 года, страдая на своем столпе, как бы пригвожденный ко кресту. И стекалось к нему в это время множество народа, мужей и жен, юношей и старцев, чтобы послушать его полезных поучений и получить исцеление недугов. Ввиду того, что многие из них поселились тут же при нем, святой повелел устроить два монастыря, мужской и женский, один по одну сторону столпа, другой - по другую. Сам же стоял на столпе посередине, просвещая оба монастыря своим учением и примером своей Ангельской жизни и защищая их своими молитвами. Алипий дал им законы и уставы иноческого жития»… Преподобный Алипий «был так угоден Богу, что еще при жизни своей был осияваем небесным светом: несколько раз над головой его являлся огненный столп, достигавший до облаков и озарявший всё место окрест его» [8]. Скончался преподобный в возрасте 118 лет.

    Преп. Лука Столпник, или Новый Столпник († ок. 970-980; память 11/24 декабря), приняв монашество и преуспевая в иноческом житии, удостоился поставления в пресвитеры. Ревнуя о высшем духовном совершенстве, он обложил тело свое железными веригами и, взойдя на столп, соблюдал столь строгое воздержание, что в продолжение шести дней недели не принимал никакой пищи и только в седьмой день вкушал приносимую просфору и немного овощей: так на столпе провел он три года. Потом, призываемый Божественным внушением, пошел он на гору Олимп (в Вифинии, северо-западной области Малой Азии), и, наконец, удалился в город Халкидон. Там он также вошел на столп и, прославляемый многими чудесами, провел на нем сорок пять лет [9].

     

    Столпничество в Русской Церкви

    Никита Переяславский столпник

    По традиции к числу столпников Русской Церкви причисляется преп. Никита Переславльский († 1186; память 24 мая/6 июня). Однако «столп, который устроил преподобный для своих подвигов, находился не поверх, а внутри земли. Это была столпообразная круглая яма или просто пещера, так что столпничество святого Никиты было, в сущности, затворничеством» [10].

    С древними столпниками православного Востока сравнивают преп. Серафима Саровского († 1833; память 2/15 января, 19 июля/1 августа) и преп. Серафима Вырицкого († 1949; память 21 марта/3 апреля). Преп. Серафим Саровский каждую ночь поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: «Боже, милостив буди мне грешному». Днем же он молился в келлии, также на камне, который принес из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Так молился преподобный 1000 дней и ночей [11].

    Преподобный Серафим Саровский в молении на камне

    Подражая Саровскому чудотворцу, принял на себя подвиг столпничества Вырицкий старец преп. Серафим. Проживая в Вырице, он молился в саду на камне перед иконой преп. Серафима Саровского. Это бывало в те дни, когда несколько улучшалось здоровье старца. Первые свидетельства о молении святого Серафима Вырицкого на камне относятся к 1935 году, когда гонители обрушили на Церковь новые страшные удары. С началом Великой Отечественной войны старец усилил подвиг моления на камне - стал совершать его ежедневно. Известно, что в самой Вырице, как и было предсказано старцем, не пострадал ни один жилой дом и не погиб ни один человек [12].

     

    Смысл подвига

    Блаж. Феодорит Кирский, описывая небывалый дотоле подвиг преп. Симеона Столпника, говорит: «Я верю, что подобное стояние устроилось не без воли Божией. А поэтому прошу тех, которые любят все порицать, чтобы они обуздали свой язык и не позволяли ему болтать что попало, но принимать во внимание, что Владыка часто устрояет подобные вещи для вразумления нерадивых. Так, Он повелел Исаии ходить нагим и разутым (Ис.20,2), Иеремии — препоясать чресла свои и в таком виде явиться с пророчеством к неверующим (Иер.1,17; 28,12), в другой раз повелел ему наложить на шею иго, сначала из дерева, а потом из железа (Иер.34,1; 35,10-14); Осии — взять в жены блудницу и питать любовь к жене злой и прелюбодейной (Ос. 1,2; 3,1); Иезекиилю - спать на правом боку сорок дней и на левом сто пятьдесят (Иез.4,4-6), потом — проломать себе отверстие в стене и выйти через него (Иез,12,4-5), наподобие пленника, а еще - взять нож, обрить голову и волосы свои разделить на четыре части, распределив их одну - туда, а другую - сюда (Иез.5,1-4). И многое другое повелевал Господь: всего не перечислить. Каждому из этих событий Владыка вселенной повелел быть для того, чтобы те, которые не убеждаются словом и не хотят внимать пророчеству, необычностью зрелища были вразумлены и подготовлены к пророческому гласу. И действительно, разве не изумлялись, видя, как человек Божий ходит нагой? Разве не любопытствовали, почему пророк взял себе в жены блудницу? И подобно тому, как прежде Бог всяческих повелел всему этому быть для пользы живущих в праздности, так и это новое и небывалое зрелище Он устроил для того, чтобы необычностью его привлечь всех приходящих посмотреть на него и сделать их более готовыми к назиданиям святого. Ведь известно, что необычность зрелища делает более доступным и научение, и приходящие посмотреть на него возвращаются, получив наставление в Божественном… Бог дарует как бы новые характерные черты делу благочестия, стремясь новыми и разнообразными видами жизни боголюбцев подвигнуть на славословие языки не только питомцев веры, но и страждущих неверием» [13].

    Никита Переяславский столпник

    По мнению иеромонаха Алексия (Кузнецова), столпничество «представляло новый вид добровольного мученичества, и возникло-то оно как раз тогда, когда прекратился подвиг мученичества. Оно есть как бы продолжение его. Что совершили св. мученики, то довершили св. столпники». Кроме того, «имеются еще и другие основания к отступлению столпников от обыкновенной подвижнической жизни, которые определяются личными соображениями подвижников, а именно: стремление к безмолвию, желание противоборствовать свободно диавольским козням, жажда смирения и умерщвления плоти, а главное - достижение богоуподобления путем аскетического созерцания». Наконец, «из истории известно, что заключение на столпы или в столпы служило некогда наказанием… Отсюда можно сделать вот какое вероятное предположение: столпники, живя на столпах, добровольно себя наказывали, как грешников Божиих, по способу, существовавшему в стране в отношении к гражданским преступникам». По мысли иеромонаха Алексия, «что иное были столпы для св. подвижников, как не особого рода кресты, на которых они распинали плоть свою, подвергая ее всевозможным лишениям и жестокому влиянию воздушных перемен. “Владыце подобяся, на столп восшел еси, яко на крест: но Он рукописание всех растерза, ты же возстания страстей растерзал еси: Он яко овча, ты же яко заколение; Он взыде на крест, ты же на столп”, поется в стихирах святому Симеону I-му. Восходя на столпы и переходя постепенно с низших на высшие, св. столпники как бы по лестнице восходили от совершенства к совершенству и, живя между небом и землей, “оныя устраняяся к сему же приближаяся плотию и духом”, сообразно со своим назначением стремиться к высшему, духовному, невидимому, — они заблаговременно, так сказать, переносили туда и ум свой и сердце. Вся жизнь их служила постоянным оправданием апостольского речения: елико внешний человек наш тлеет, толико внутренний обновляется (2 Кор. 4,16). В лице их дух является торжествующим над плотию; все, что от плоти и крови, служило в них духу, - оттого все аскетические подвиги святые Столпники совершали как бы в ином естестве. В лице их очищенная и возвышенная над всем дольним духовная наша природа достигала такого совершенства, что еще здесь, на земле, обнаруживала свое бесподобное величие и делалась способною к ближайшему общению с Самим Богом. Служение св. столпников справедливо можно назвать предстоянием пред Богом, разумея это предстояние в самом точном смысле слова. Стоя между небом и землею, они призывали Бога, славословили Его, от земли вознося ко Господу молитвы за всех, а с неба низводя на людей Божие благословение» [14].

    Как указывал иеромонах Алексий (Кузнецов), столпничество как один из видов сирийского подвижничества «представляло собою противоположность языческому религиозному культу гор, горних духов и исполинов. Так как высоты по своему назначению имели непосредственное отношение к священным богослужебным действиям, то они, как богослужебные места, пользовались у язычников большим уважением и любовью, чем какие-либо другие места, не возвышавшиеся над землею… Чрез совершение богослужения на возвышенных местах, горах и холмах, высившихся к небу, или впоследствии на искусственных возвышениях, язычники думали стать в более близкое отношение к богам…» [15].

    Чтобы было более ясно, какого именно рода языческим культам противостояли христиане, приведем здесь свидетельство язычника, сатирика Лукиана (ум. ок. 190). В своем сочинении «О Сирийской богине» Лукиан описывал святилище богини Атаргатис, культ которой носил оргиастический характер [16]. «Ни одно святилище и ни одну местность вокруг не считают более почитаемыми и священными… Ни в одной стране я не наблюдал столь многолюдных празднеств и торжеств… Воздвигнутый на холме, который находится в самой середине города, храм окружен двойными стенами… Пропилеи храма повернуты в сторону северного ветра, высота их около ста саженей. В этих-то пропилеях и стоят фаллы высотой в тридцать саженей, сооруженные Дионисом. На один из этих фаллов два раза в год влезает человек и остается на его вершине в течение семи дней. Большинство объясняет такой обычай тем, что этот человек со своей высоты вступает в близкое общение с богами и испрашивает у них блага для всей Сирии. Благодаря этому боги внимают его мольбам с более близкого расстояния… Поднявшись наверх, человек спускает вниз… длинную веревку, заранее припасенную, и на ней подтягивает все, что ему нужно: дерево, одежды, орудия. С их помощью он устраивает себе шалаш, где и сидит, оставаясь на фалле в течение упомянутого числа дней. Многие приносят ему золото, серебро и медь, оставляют их в ящике неподалеку от него и, сказав свое имя, уходят. Человек, стоящий внизу, сообщает имена жертвующих верхнему, и тот творит за каждого молитву. Молясь, он ударяет в медный инструмент; приведенный в движение, он издает громкий и резкий звук» [17].

    Иеромонах Алексий (Кузнецов) отмечал, что христианские подвижники, конечно, «не могли быть равнодушными зрителями» подобных языческих культов. «И вот в лице св. столпников они занимают сначала, в глазах язычников, высоты гор и ущелья, а затем устраивают столпы, напоминающие собою языческие священные ограды и жертвенники, чтобы ниспровергнуть культ идолопоклонства в самом его центре и заменить его христианским богопочтением» [18]. В пользу этой мысли говорит ряд фактов. Так, в «Истории боголюбцев» блаж. Феодорита говорится, что вокруг столпа преп. Симеона можно было видеть «и иверийцев, и армян, и персов, принимавших Божественное крещение. Также и измаильтяне приходили толпами иногда по двести и по триста человек, а иногда и по тысяче: они торжественно отрекались от отеческого заблуждения, сокрушая пред великим светочем боготворимые ими раньше кумиры и отвергаясь от безумных оргий Афродиты» (под Афродитой имеется в виду Атаргатис, почитавшаяся и некоторыми арабскими племенами) [19]. Вспомним также, что преп. Алипий до принятия на себя подвига столпничества жил в языческой усыпальнице, над которой стояла на колонне статуя языческого божества.

    Таким образом, внешнее сходство некоторых форм христианской аскезы с языческими не свидетельствует о том, что первые «развились» из последних, - так же, как построение христианского храма на месте языческого не говорит об «эволюции» христианства из язычества.

     

    * * *

    Было бы неверно противопоставлять столпников общежительному монашеству. Столпники не только начинали свой подвижнический путь в монастырях, но и сами становились основателями новых обителей. Уже вокруг столпа преп. Симеона Столпника возник монастырь. (Желавшие подвизаться под руководством преп. Симеона селились вокруг его столпа внутри каменных оград - мандр (греч. - «овчарня»). Отсюда произошло слово «архимандрит» - начальник обители). Ученик преп. Саввы Освященного († 532) Иулиан столпник основал при Иордане лавру Несклерава. Игуменом обители, в которую поступил преп. Симеон Дивногорец, был столпник Иоанн. Преп. Симеон Дивногорец впоследствии также основал монастырь на Дивной горе. В более позднее время то же видим в житии преп. Алипия столпника. Преп. Никита, столпник Переславльский, подвизался в непосредственной близости от монастыря, в котором получил постриг.

    Столпники несли также старческое служение, вразумляя приходивших к ним советом и наставлением. Столпники не оставались в стороне и от догматических споров, волновавших православный мир. Преп. Симеон Столпник поддерживал Халкидонский Собор и убедил императрицу Евдокию, вдову Феодосия II Младшего (408-450 гг.), оставить монофизитство и вернуться в лоно Православной Церкви. Преп. Даниил сходил со столпа, чтобы приехать в Константинополь для обличения неправомыслия императора Василиска.

     

    Иконография

    Симеон Столпник. Фреска Феофана Грека

    Изображения древних столпников на иконах обычно легко узнаваемы. Как правило, столпники пишутся стоящими на столпах, в монашеском одеянии, часто со свитком в руках.

    В русской иконописи наиболее запоминающиеся образы святых столпников принадлежат Феофану Греку (фрески на опорных столбах и стенах церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде 1378 года).

    Иконописец-исихаст, Феофан не случайно «выбирает величайших духовных подвижников христианской веры, удостоенных лицезрения Господа в сиянии Божественного света. В своих странствиях по православному миру Феофан, вероятно, много раз писал образы этих святых отшельников, созерцая в своей душе их духовные подвиги. Поэтому каждый образ, созданный кистью Феофана, открывает нам духовный мир не только изображенного святого, но и самого художника-философа, показывает его стремление жить и творить, чтобы, подобно древним святым, получить благодать и просвещение небесным светом. Образ святого Алипия..., проведшего пятьдесят три года на башне-столпе, уподобляясь Христу в своих добровольных страданиях, особенно впечатляет… Феофан, в полном соответствии с житием Алипия, изображает святого, просвещенного Божественным светом: вся его фигура (земная плоть), исполненная земляной коричневой краской, сплошь покрыта белильными бликами, передающими Божественный свет, а седые волосы на голове и длинная борода как бы сотканы из “световой материи” небесного сияния» [20].

    Иконы «Преподобный Серафим Саровский в молении на камне» - один из самых распространенных вариантов иконографии великого православного святого.

     

    * * *

    Просиявшие в великих подвигах, стяжавшие дары чудотворения, наставлявшие своим примером и словом всех приходивших к ним, да будут и нам святые столпники милостивыми ходатаями пред Богом.

     

    Примечания:

    [1] Прот. Георгий Флоровский. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/20f/florovsky/byzant1/32.html.

    [2] Блаженный Феодорит Кирский. История боголюбцев. Вступ. статья и новый перевод А. И. Сидорова. http://halkidon2006.orthodoxy.ru/o/0926.htm.

    [3] Житие преподобного и богоносного отца нашего Симеона Столпника. http://halkidon2006.orthodoxy.ru/saints2/34.htm.

    [4] А. Л. Дворкин. http://www.pstbi.pagez.ru/item.php?id=621&cid=6; http://www.pstbi.pagez.ru/item.php?id=612&cid=6.

    [5] Житие преподобного отца нашего Даниила Столпника. http://www.pravoslavie.uz/Jitiya/12/11Daniil.htm.

    [6] Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников. http://days.pravoslavie.ru/Life/life1010.htm.

    [7] Преподобный Антоний, столпник Марткопский, Иверский. http://days.pravoslavie.ru/Life/life258.htm.

    [8] Житие преподобного отца нашего Алипия Столпника. http://www.pravoslavie.uz/Jitiya/11/26Alipiy.htm.

    [9] Память преподобного Луки, Нового Столпника. http://www.pravoslavie.uz/Jitiya/12/11Luka.htm.

    [10] Память преподобного отца нашего Никиты Столпника, Переяславского чудотворца. http://halkidon2006.orthodoxy.ru/a/201.htm.

    [11] Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. http://days.pravoslavie.ru/Life/life138.htm.

    [12] Преподобный Серафим Вырицкий. По кн.: В. П. Филимонов. Житие преподобного Серафима Вырицкого. СПб.: «Сатисъ», 2000. http://days.pravoslavie.ru/Life/life4897.htm.

    [13] XXVI. Симеон // Блаженный Феодорит Кирский. История боголюбцев. Вступ. статья и новый перевод А. И. Сидорова. http://halkidon2006.orthodoxy.ru/o/0926.htm.

    [14] Иеромонах Алексий (Кузнецов). Юродство и столпничество. Религиозно-психологическое исследование. СПб., 1913. Цит. по: Блаженный Феодорит Кирский. История боголюбцев. Вступ. статья и новый перевод А. И. Сидорова. http://halkidon2006.orthodoxy.ru/o/0926.htm.

    [15] Там же.

    [16] См.: И. [Ш.] Ш[ифман]. Атаргатис // Мифы народов мира. М., 1997. Т. 1. С. 121.

    [17] Лукиан. О Сирийской богине. Перевод С. С. Лукьянова. http://www.litmir.net/br/?b=118112&p=183, http://www.litmir.net/br/?b=118112&p=185.

    [18] Иеромонах Алексий (Кузнецов). Юродство и столпничество. Религиозно-психологическое исследование. СПб., 1913. Цит. по: Блаженный Феодорит Кирский. История боголюбцев. Вступ. статья и новый перевод А. И. Сидорова. http://halkidon2006.orthodoxy.ru/o/0926.htm.

    [19] Блаженный Феодорит Кирский. История боголюбцев. Вступ. статья и новый перевод А. И. Сидорова. http://halkidon2006.orthodoxy.ru/o/0926.htm.

    [20] Людмила Щенникова. «Среди иконописцев отменный живописец». http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=239&n=13.

     

    Источник иллюстраций:

    Православный Церковный календарь (http://days.pravoslavie.ru)

     

    © Е. М. Скитер, 2008

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.narod.ru обязательна.

    Mail.Ru Rambler's Top100

    Hosted by uCoz